Найти дилера
Пресс-центр Финансирование

Вы когда-нибудь задумывались, что в действительности представляет собой такой, казалось бы, простой компонент любой самоходной сельхозмашины, как масляный фильтр? А ведь, скрытый под капотом, он стоит на страже чистоты моторного масла и буквально продлевает жизнь силовой установки.

Как известно, моторное масло является одним из ключевых компонентов для нормальной работы любого двигателя внутреннего сгорания, обеспечивая его бесперебойную работу. Оно одновременно выполняет множество функций: смазывает трущиеся поверхности, охлаждает двигатель, предотвращает коррозию, защищает от износа и удаляет его продукты. Однако масло подвержено загрязнению частицами сажи, пыли и продуктами износа, которые неизменно попадают внутрь масляной системы двигателя. Для того чтобы удалить эти загрязнения из системы и не допустить их циркуляции в рабочих механизмах и используются масляные фильтры. Их роль особенно важна в непростых условиях эксплуатации сельскохозяйственной техники, где двигатели работают под высокими нагрузками и часто подвергаются воздействию агрессивной внешней среды.

Как появились?

Появление масляных фильтров на двигателях внутреннего сгорания тесно связано с развитием автомобилестроения. В начале XX века как таковая необходимость в системе очистки масла от загрязнений практически отсутствовала. Зачем фильтрующий элемент низкооборотистому маломощному двигателю, в который перед каждым запуском нужно доливать масло, ведь в силу несовершенства конструкции и того, как он был изготовлен, подобные силовые агрегаты отличались заметным масляным аппетитом, причем не только на угар. Поэтому простой сетки перед масляным насосом или заборником масла, либо простейшего экрана – было достаточно.

Позднее с развитием конструкции ДВС многие производители стали использовать различные более сложные системы очистки с использованием тонких металлических нитей, синтетических волокон и даже льняных тканей. Но все они были выполнены по многоразовому принципу, а значит их нужно было периодически очищать от загрязнений с помощью керосина. Причем большинство из них были частично-поточными. Т.е. в силу несовершенства материалов они просто не могли пропустить через себя весь поток масла. По этой причине эффективность их фильтрации, конечно, оставляла желать лучшего.

Ключевым этапом для развития конструкции масляных фильтров стал 1923 год. Именно тогда двумя американцами Эрнестом Свитлендом и Джорджем Гринхаллом был разработан полнопоточный масляный фильтр. Он устанавливался после масляного насоса и обеспечивал непрерывную циркуляцию чистого масла. Уже в 1924 году эта технология стала применяться на некоторых моделях американского автопрома, таких, как Cadillac. В 1929 году изобретателям был выдан патент, и их разработка получила название Purolator, образованное от сочетания английских слов «pure oil later» («чистое масло позже»).

Признанные не сразу

Впрочем, в силу архаичности конструкции многие производители автомобилей и двигателей чуть ли не до конца 70-x XX века не использовали системы смазки с применением полнопоточных масляных фильтров. К примеру, их не было в таких легендарных авто как Volkswagen «Жук» или FIAT 500. Но это конечно исключение, и большинство автомобилей этого периода уже были оснащены полнопроточными фильтрами.

А как же дело было в тракторах и другой сельхозтехнике? – Аналогичным образом, только с задержкой примерно на 10-15 лет. Новые модели двигателей появлялись здесь не сразу, а лишь после автомобильной отрасли. Вместе с ними в сельхозтехнику и приходили масленые фильтры для ДВС. Впрочем, в сельхозотрасли, особенно если речь об отечественной технике, такие ретро решения, как например, центрифуга для очистки масла, были распространены чуть ли не до середины 90-x годов XX века. Однако с внедрением новых моделей двигателей подтянулись и они.

Конструкция

Подавляющее большинство современных полнопроточных масляных фильтров имеют корпусную конструкцию. Поэтому основные компоненты мы перечислим именно на их примере:

  • Корпус. Обычно изготавливается из прочного металлического сплава или реже пластика. Его задача быть герметичным и способным выдерживать высокое давление и температуру.

  • Фильтрующий элемент. Это основной компонент фильтра, который задерживает механические примеси. Основными материалами остаются специальная бумага и синтетические волокна. Важным параметром является пористость материала, которая определяет размер частиц, способных пройти через фильтрующий элемент. Также важным параметром является площадь фильтрующей поверхности. Чем она больше, тем больше ресурс фильтра.

  • Противодренажный клапан. Он предотвращает слив масла обратно в картер при остановке двигателя, обеспечивая быструю подачу масла к трущимся поверхностям при следующем его запуске.

  • Перепускной клапан. Он открывается при засорении фильтра или если масло слишком густое при низких температурах, позволяя маслу обходить фильтрующий элемент и продолжать циркулировать в двигателе. Это предотвращает полное прекращение подачи масла в случае критического загрязнения фильтра или экстремально низкой температуры.

Следим за качеством

Использование некачественных масляных фильтров может привести к серьезным последствиям для двигателей сельскохозяйственных машин. Вот некоторые из них:

  • Повышенный износ. Некачественный фильтрующий элемент может пропускать крупные частицы, что приводит к ускоренному абразивному износу всех важных компонентов двигателя.

  • Снижение ресурса. Недобросовестные производители дешевых масляных фильтров часто существенно сокращают длину укладки фильтрующего элемента. В результате такой фильтр нормально работает в 2-3 меньше, чем качественный. Это в свою очередь приводит к кратному снижению ресурса двигателя. 

  • Заклинивание двигателя. Некачественный или неправильно отрегулированный перепускной клапан может не открыться вовремя, например если фильтрующий элемент забился, что приведет к сокращению или даже прекращению циркуляции масла и заклиниванию двигателя.

  • Образование отложений. Некоторые дешевые фильтры могут выделять в моторное масло химические вещества из пропитки фильтрующего элемента или клея, которым он приклеен, способствующие образованию синтетического шлама и налета внутри двигателя.

Поэтому для предотвращения подобных проблем важно выбирать качественные масляные фильтры, соответствующие спецификациям производителя двигателя и сельхозмашины. Регулярная замена фильтров также играет ключевую роль в поддержании его эксплуатационной надежности и сохранения ресурса.

Не экономим

Современные полнопоточные масляные фильтры являются неотъемлемой частью любой самоходной сельхозтехники. Их конструкция выверена, а качественные материалы обеспечивают значительный ресурс. Разумеется, если вы не решили сэкономить и купили качественный фильтр у проверенного поставщика. Ведь современные двигатели с высокими оборотами и минимальными зазорами между элементами требуют качественной смазки и поддержания ее чистоты. А на чистоте масла, учитывая стоимости и сложность ремонта современных двигателей лучше не экономить. Иначе выйдет себе дороже! Ведь купив дешевый масляный, вы повышаете не только риск поломки, но и значительно снижаете ресурс одного из самых дорогих компонентов любое самоходной сельхозмашины – ее двигателя. 


Темы

Новости

Читайте также