О текущей ситуации на российском рынке тракторов и о факторах, которые будут определять его развитие следующие 5-10 лет, рассказал менеджер по продукту и продуктовой поддержке компании ОПТИТЭК Алексей Летягин.
Ссылаясь на таможенную статистику, в компании рассказали, что в 2022 году на долю западных тракторных брендов пришлось порядка 12% (из общего объема импорта тракторов от 40 л.с. в размере 5 901 единицы). В 2023 году количество ввезенных машин мощностью от 40 л.с. увеличилось еще на 32% (8 863 ед.), а доля западных производителей снизилась до 10% по сравнению с предыдущим годом.
«В нынешнем году существенных продаж и роста импорта ожидать не стоит, – прогнозирует Алексей Летягин. – Снижение рентабельности сельхозпроизводства не способствует увеличению объемов реализации. И если поставщики еще продолжают завозить технику, то сами аграрии заняли выжидательную позицию».
Основываясь на этих предпосылках, эксперт выделяет факторы, которые будут оказывать влияние на рынок в ближайшие 1-2 года, а также в перспективе следующих 5-10 лет.
Стоки
Импортированные в 2022-2023 гг. тракторы ввозились поставщиками без должного планирования, что привело к образованию стоков на складах дилеров. Невостребованные машины в ряде случаев не отвечают российским агротехнологиям, не имеют послепродажной поддержки в части обеспечения запчастями. Однако перспектива повышения утилизационного сбора может сыграть на руку поставщикам: в случае введения меры тракторы без учета повышенного утильсбора в их стоимости будут реализованы в первую очередь среди крупных игроков.
Прицельная адаптация
Сегодня до 90% ввозимых тракторов приходится на азиатских производителей. Актуальный тренд – стремление конструкторов из Поднебесной с помощью компетенций российских поставщиков изменить трактор, ориентированный преимущественно на внутренний рынок, до минимальных стандартов западных брендов: аксиально-поршневой насос, автоматическая трансмиссия, передняя навеска и передний вал отбора мощности (ВОМ), – то, что требуется широкозахватным прицепным и навесным орудиям, которые массово используются в отечественном АПК. Так, серия ANTARES, реализуемая ОПТИТЭК, стала одной из первых в своей категории, получившей переднюю навеску и передний ВОМ. Некоторые машиностроители также улучшают комфорт и эргономику кабины: усиливают шумоизоляцию, устанавливают системы очистки воздуха, используют более качественный пластик во внутренней обшивке. Несмотря на то, что китайская промышленность может быстро перенимать опыт, далеко не все заводы идут на такие затратные адаптации ради российского рынка. Совместными доработками занимается лишь несколько российских дистрибьюторов и предприятий из Китая. Те из них, кто сумеет наиболее полно удовлетворить потребности российских аграриев в технико-технологическом оснащении энергосредств, прочно займут свою нишу на локальном рынке.
Свободная ниша
Наиболее близки в своем исполнении к российским реалиям китайские тракторы мощностью до 130 л.с. Здесь наибольшая конкуренция внутри класса. Однако для российского растениеводства необходимы более производительные (не только в части мощности двигателя) машины. Острый дефицит отрасль испытывает в тракторах свыше 300 л.с., где представлены только отечественные производители. Точечные предложения можно найти и в сегменте 500 л.с., однако они не будут отвечать требованиям в части оснащения (трансмиссия, гидравлика) и комплексного послепродажного обслуживания.
Российско-китайское партнерство
В перспективе 5-10 лет западные производители техники могут вернуться на российский рынок, однако наверстать свои прежние позиции по объемам реализации им будет очень сложно. Основная доля придется на российские тракторы, а также локализованные продукты. За это время машины наиболее близко подойдут по качеству и оснащённости к западным брендам. Это будут глубоко адаптированные агрегаты без лишнего функционала, за который ранее отечественные аграрии зачастую переплачивали, приобретая импортные марки. Следующим этапом трансформации рынка сельхозтехники может стать адаптация прицепного оборудования западных брендов под парк самоходных машин российско-китайского производства.
Темы