Найти дилера
Пресс-центр Финансирование

История сельскохозяйственных шин насчитывает почти 100 лет. Как и почему они появились и что собой представляются сегодня? Рассказываем по порядку.

Колесо – одно из важнейших и серьезнейших изобретений человеческой цивилизации. Считается, что первое колесо появилось у древних шумеров в Месопотамии в период 3500- – 4000 лет до н.э. И вся последующая история развития тесно связана с ним.

Как известно, дедушкой современного трактора был локомобиль – передвижной паровой двигатель. Поначалу они не были самоходными. Этот период известен как канатная пахота, когда плуг тянула по полю лебедка, приводимая в движение локомобилем. Однако ближе к концу XIX века они получили возможность двигаться сами, превратившись в первые паровые тракторы.

Большая масса и огромный крутящий момент, который обеспечивала паровая машина на малых оборотах, позволяли получать колоссальное тяговое усилие. Паровой трактор с двигателем 150 л. с. мог тащить 12-корпусный плуг. Но чтобы успешно реализовать крутящий момент и преобразовать его в тягу нужны были движители, которые смогут это сделать и не сломаются. Ими стали огромные металлические колеса с грунтозацепами, установленными на заднюю ось. По сути, в это время и появилась концепция трактора классической компоновки, которая сопровождает нас до сих пор.

От железа к резине

Однако прогресс не стоит на месте и в начале XX стали появляться первые тракторы с двигателями внутреннего сгорания. Не такие большие, тяжелые и мощные, но зато гораздо более компактные, маневренные и дешевые. Однако, как и паровых тракторов колеса у них были полностью железными. И так продолжалось аж до 1934 года, когда в США трактор The Allis Chalmers WC стал первой сельхозмашиной, на которую установили колеса с резиновыми пневматическими шинами.

Перед этим провели эксперимент. Оказалось, что на колесах с резиновыми шинами трактор используя один галлон топлива способен выполнить работу почти на 50% больше, чем на железных. В результате в 1935 около 15% сельхоз тракторов в США стали работать на пневматических шинах, а к 1940 году их число уже взлетело до 95%. Конечно, в силу множества объективных причин отечественное сельское хозяйство начало этот переход намного позже – лишь на рубеже 40-50 годов, но не будем об этом. Давайте лучше поговорим, что представляла собой типичная сельскохозяйственная шина того времени. В то время были в ходу исключительно диагональные шины, обладающие высокой прочностью и устойчивостью к повреждениям. Данный тип шин в основе своей конструкции имел перекрещивающиеся слои корда, что позволяло минимизировать риск проколов. Такая шина обычно имеет более толстую боковину и лучше противостоит внешним механическим воздействиям — ударам и порезам. Она проще в ремонте, ее легко сделать камерной.

Диагональные и радиальные

Однако нет передела совершенству и 1946 году появились радиальные шины. Постепенно, по мере увеличения мощности и размеров сельскохозяйственной техники они стали завоевывать западный рынок. Они стали фактически еще одним способом для максимального увеличения тяги и перевозки тяжелых грузов в поле. Секрет данного типа шин был прост. Слои корда расположены в них под углом 90 градусов к направлению движения, а подпротекторная зона обхватывается по окружности шины радиальными поясами из стали или ткани. В результате, в отличие от диагональной, в радиальной шине боковина и протектор функционируют независимо друг от друга. Это позволяет добиться более равномерного износа: протектор радиальной шины может прослужить в 2-3 раза дольше, чем протектор диагональной шины. Радиальная конструкция шины также обеспечивает большую, более равномерную площадь опоры шины на поле, что означает большее сцепление, меньшее уплотнение и пробуксовку колес. По факту, вы получаете больше тяги с каждого лошадиной силы, когда на вашем тракторе установлены радиальные шины. В то же время, большая и более равномерная площадь опоры помогает предотвратить колейность и переуплотнение почвы.

Гибкость – решает!

Одними из последних технологий применяемыми в радиальных сельхозшинах являются шины с повышенной гибкостью (IF) или очень высокой гибкостью (VF). Впервые они появились в начале 2000-х годов. Пионером в этой области выступила компания Michelin, которая впервые выпустила шины IF. Такие шины могут выдерживать (до) 20 % больше нагрузки при стандартном давлении внутри. Или же они могут нести ту же нагрузку (что и стандартные радиальные) при на 20 % меньшем давлении накачки. Шины Very High Flex (VF) могут выдерживать на 40 % больше нагрузки при стандартном радиальном давлении - или такую же нагрузку (как стандартная шина) при 40 % меньшем давлении.

Шины IF и VF достигают этих преимуществ посредством высокотехнологичной конструкции боковин, включающих сложную сеть стальных лент, которые помогают переносить нагрузку и способствуют созданию равномерной, прямоугольной и большей площади опоры. Вместо того чтобы полагаться только на давление воздуха для переноса нагрузки, эти шины используют как боковины, так и давление воздуха для более равномерного распределения веса вашей машины на большую площадь. Производители разрабатывают эти шины с более длинной (а не широкой) опорной поверхностью, чем стандартные радиальные. Сцепление с опорной поверхностью улучшается, потому что большое пятно контакта позволяет минимизировать буксование и позволяет успешнее реализовывать мощность двигателя. Шины IF и VF также обеспечивают лучшую экономию топлива и более длительный срок службы. Кроме того, более прочные боковины обеспечивают надежную защиту от повреждений стеблей кукурузы. В этом плане они даже прочнее диагональных шин. Основной недостаток – сравнительно высокая цена. 

Подведем итог

Одним признаком современных сельхозшин является большое разнообразие рисунков протектора. Конечно, в плане традиционных полевых работ предпочтительны шины с глубокими грунтозацепами, но, если планируется использовать его транспортных работах – можно рассмотреть универсальную или даже дорожную «резину». Это же касается и выбора диагональная или радиальная. Старый и не мощный трактор на транспортных работах, который планируется эксплуатировать еще не долго? – Можно взять и диагональные. Современный, мощный, на котором вы проводите тяжелые полевые работы – только радиальные, причем желательно IF или VF.

Темы

Пресс-релиз

Читайте также