Найти дилера

В июльском номере журнала «Агробизнес» вышел экспертный материал о развитии рынка телескопических погрузчиков. На вопросы издания ответил Александр Довженко, менеджер по продукту и продуктовой поддержке компании «ОПТИТЭК».

1. Какова необходимость российского АПК в телескопических погрузчиках?

Необходимость сельхозпредприятий в телескопических погрузчиках обусловлена требованиями современности: выполнять больше операций за меньшее количество времени, задействовав при этом меньше ресурсов – персонала, ГСМ и особенно времени. Ведь время – это в прямом смысле деньги. И в этом отношении «телескопы» действительно становятся теми машинами, без которых рост эффективности выполнения агротехнических операций и хозяйственных работ затруднителен, будь то посевная (загрузка семян и удобрений в бункер сеялки) или послеуборочный период (например, перевалка зерна).

Судите сами: высокая скорость движения стрелы телескопического погрузчика и возможность осуществлять сразу три гидравлические операции в сочетании с маневренностью обеспечивают короткий рабочий цикл. Это делает его до 2,5 раз более производительным в сравнении с трактором с фронтальным погрузчиком.

К тому же, «телескоп» имеет большую грузоподъемность. Если у тракторов 80-130 л.с. с фронтальными погрузчиками она составляет в большинстве случаев не более 1 тонны (крайне редко встречаются 200-сильные энергосредства с фронтальным погрузчиком грузоподъемностью до 2,5 тонн), то наиболее востребованные в сельском хозяйстве телескопические погрузчики поднимают 3,5-4 тонны*.

Да, без телескопического погрузчика работать можно, но дольше и сложнее. Чаще всего острая необходимость в этой технике возникает в хозяйствах при объеме посевных площадей от 1 000 га, а для животноводов – это и вовсе незаменимое технико-технологическое решение в парке самоходных машин.

Этот сегмент рынка спецтехники (как для сельского хозяйства, так и для строительной отрасли) показывал положительную динамику с 2015 по 2021 годы. За это время он вырос примерно в 2,5 раза – с 918 до почти 2 300 единиц.

В 2022 году на фоне санкций и ухода западных брендов рынок просел почти на 35% (до 1 467 единиц). Однако в 2023 году после выстраивания новых цепочек поставок из дружественных стран и появления новых брендов сегмент вновь ожил, показав небывалый рост – поставки в строительной и сельскохозяйственной отраслях составили почти 2 450 единиц.

В прошлом году мы увидели ослабление рынка – было ввезено чуть менее 1 900 единиц, что логично на фоне рекордных поставок 2023 года. Понятно, что сейчас рынок переживает не лучшие времена: продажи техники во всех сегментах и отраслях снижаются, но мы считаем, что потребность рынка в телескопических погрузчиках составляет порядка 2 000 единиц в год, из которых 80% – это сельское хозяйство и 20% – строительная отрасль.

2. Какую долю из них занимает импорт, из каких стран?

В период с 2015 до 2022 годы основу российского рынка телескопических погрузчиков составляли западные бренды, чья доля превышала 99%. При этом более 80% занимали такие марки, как JCB, Manitou и Dieci. Доля китайских машин в период до 2022 года составляла менее 1%.

В 2022 году началась трансформация рынка. Доля западных брендов сократилась до 76%, а китайских резко возросла до 19%. Появились и отечественные машины, которые заняли примерно 5% рынка. В 2023 году объем продаж брендов из Поднебесной продолжил расти и составил уже 33%, а западных, наоборот, снижаться и не превысил 65%. Российские телескопические погрузчики заняли 2% рынка. В 2024 году сформировавшийся тренд, можно сказать, закрепился: за китайскими телескопическими погрузчиками осталась доля 61%, за западными – 33%, за российскими – 6%.

Из позитивного, конечно, стоит отметить, что российские машиностроители начали развиваться и постепенно осваивать этот сегмент техники. Однако телескопический погрузчик – машина сложная для разработок и производства, и, если техника создавалась с нуля, необходимо время на то, чтобы от пилотных образцов перейти к серийному производству на территории страны.

3. Как изменились поставки после 2022 года, насколько выросли в цене и длительности?

Если говорить про параллельный импорт, то он становится все сложнее в реализации: растет стоимость логистики, дилеры не желают брать эту технику себе на сток, осуществляя поставку за счет конечного покупателя.

Поставки из дружественных стран более предсказуемы и стабильны в части сроков. Единственный отрицательный момент как для поставщика, так и для конечного покупателя – это растущий утилизационный сбор, который сказывается на стоимости. Однако разница в цене машины все равно составит не менее 3 млн руб. в сравнении с той, что привезена параллельным импортом, а в большинстве случаев и намного больше.

К тому же, телескопические погрузчики из Европы сейчас поставляются преимущественно с двигателями стандарта Tier 5, на которые у российских дилеров нет соответствующего программного обеспечения.

4. В какой мере поставки из дружественных стран заместили выпавшие объемы?

Несмотря на стремления очень многих китайских поставщиков заполнить высвободившуюся долю западных брендов, эти новые игроки не могут стать полностью релевантной заменой, особенно в аграрной сфере.

Дело в том, что разница в оснащении и конструкции строительных «телескопов» (а именно такими в подавляющем большинстве являются машины из Китая) с сельскохозяйственными моделями не закрывает нужды агропредприятий из-за особенностей эксплуатации. Например, скорость выполнения операций, которая очень важна в сельском хозяйстве, во многом зависит от производительности гидравлики. Оптимальный для аграрной отрасли вариант – гидравлика с закрытым центром и достаточной производительностью. Также предпочтительны модели с тормозной системой с дисками, интегрированными в мосты погрузчика (так называемые «мокрые тормоза»), так как это предотвращает коррозию и позволяет использовать машины в животноводстве. Желательно, чтобы в переднем редукторе был установлен самоблокирующийся дифференциал, как на популярных европейских агрегатах. Всего этого часто нет на машинах, которые пришли в сельское хозяйство из «стройки». К тому же, шины строительных телескопических погрузчиков диагональные, что не подходит для сельского хозяйства, где требуются радиальные.

Именно поэтому, несмотря на то, что в 2023 году в условиях нестабильного рынка очень большое число китайских брендов строительных погрузчиков пришло на рынок РФ в сельское хозяйство, они не смогли здесь прижиться. Это подтверждается текущими продажами машин для сельскохозяйственного назначения западных брендов через параллельный импорт, которые сохраняются, несмотря на дороговизну, сложности в логистике и обслуживании.

Таким образом, можно сказать, что дефицит именно сельскохозяйственных моделей телескопических погрузчиков сохраняется. И здесь важно отметить, что для неискушенных пользователей, у которых в парке не было прежде «телескопа», разница может быть не столь очевидна. Однако те предприятия, которые уже имели опыт эксплуатации этих машин (а мы помним, что 99% из них были до 2022 года западных производителей), ощущают разницу и переживают этот дефицит довольно остро.

Все это подтолкнуло «ОПТИТЭК» к выводу в 2024 году на российский рынок телескопических погрузчиков под собственным брендом. Этому предшествовала долгая работа по поиску предприятия-партнера и созданию прототипа по спецификациям компании. При их разработке для производства мы учли стандарты этого направления и параметры, которые за последнее десятилетие стали привычными для российских пользователей телескопических погрузчиков в АПК. Перед выпуском серии машина прошла тестовую эксплуатацию в хозяйствах в разных регионах страны. Сейчас идет серийное производство модели грузоподъемностью 3,8 тонны и высотой подъема 7 м в двух вариантах – с трансмиссией PowerShift и с гидростатической трансмиссией. Следующий наш шаг – локализация этой машины на нашем собственном предприятии.

5. Каково состояние автопарка телескопических погрузчиков?

Телескопические погрузчики могут работать в среднем 3 тыс. мото-часов в год, а трактор – 1 тыс. мото-часов. Поэтому «срок жизни» «телескопа» в отличие от трактора составляет всего 3-5 лет. Уже сейчас у многих сельхозпроизводителей в планах в ближайшие года три обновлять свою машину. Это те, кто успел приобрести импортный агрегат до 2022 года.

6. Каковы прогнозы по изменению данного сегмента?

Параллельный импорт будет снижаться в следующие несколько лет, а утилизационный сбор расти, поэтому на российском рынке телескопических погрузчиков останутся в основном отечественные машиностроители и те компании, которые смогут полноценно организовать локальное производство. Вместе с тем, доля телескопических погрузчиков, которые относятся к строительному направлению, сохранится, потому что локализовать столь небольшой сегмент (напомню, около 20% от всего рынка «телескопов») не так выгодно – эти машины продолжат завозить из зарубежных стран.

*включая массу ковша объемом 2,5 м. куб. весом около 800 кг.


Темы

Интервью
Новости
Опыт

Читайте также